Суббота, 04.05.2024, 17:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Маргосян Олеси Васильевны

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Самовоспитание личности

Тема: Самовоспитание личности

Какую роль играет самовоспитание в развитии и формировании личности?

Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса.

Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями.Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют его зрелость и являются предпосылками организации самовоспитания.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство(добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества); самоотчет(ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь); осмысление собственной деятельности и поведения(выявление причин успехов и неудач); самоконтроль(систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).

К методам самовоспитания относятся: самопознание, самообладание, самостимулирование.

Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самосравнение.

Самообладание опирается на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение. Самоанализ, самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоубеждение являются основными приемами самовоспитания.

Место самовоспитания в формировании личности изменялась в зависимости от социально-исторических условий. В наше время вопрос об ответственности человека за его собственное воспитание, нравственное совершенство, деловую квалификацию и мастерство стал более остро, чем во все предыдущие годы. Самовоспитание органически включается во все сферы жизни человека, направлено на всестороннее самосовершенствование каждого члена общества.

Однако в жизни мы нередко встречаем людей, которые обходятся без самовоспитания. Многие пытаются работать над собой и бросают это нелегкое занятие. Даже среди видных спортсменов, которые совершенствовали себя в спорте, далеко не каждый занимается самовоспитание воли. Среди выпускников школ только около 70% сознательно работает над собой. Среди студентов-первокурсников самовоспитание занимается в среднем не более 2/3 и тоже преимущественно в какой-то одной области. Хотят стать лучше все, но систематически самовоспитание занимаются немногие. Это происходит потому, что для работы' над собой человеку необходимо определенная готовность, наличие таких качеств, как целеустремленность, самокритичность, требовательность к себе, самообладание (управление собой) и восприимчивость к воспитанию. Целеустремленность предполагает наличие жизненной цели, умение подчинить свою жизнь ее достижению. Самокритичность обусловливает объективную самооценку. Когда человек точно знает, что положительно в его характере, что отрицательно, от чего надо избавиться, он правильно выбирает цель, определяет программу самовоспитания. Требовательность к себе помогает перевести внешние требования к личности в собственные требования к своему поведению, вызывает потребность стать лучше. Самообладание требует организации своей жизни таким образом, чтобы сформировать необходимые положительные качества. А восприимчивость к воспитанию означает способность правильно понять и принять воспитательные воздействия педагогов школы, вуза или техникума, трудового коллектива, использовать имеющиеся условия для своего духовного роста и самовоспитания.

Для самовоспитания, следовательно, необходима нравственная и волевая готовность. Такая готовность - это результат воспитания и определенного уровня развития личности. Вот почему следует быть максимально благожелательным к предъявленным требованиям педагогов, выполнять на совесть все учебные задания, общественные поручения, добросовестно учиться и трудиться. Самовоспитание не отрицает воспитания, а является его естественным продолжением и развитием.

Таким образом, самовоспитание, наравне с воспитанием, является основным процессом, влияющим на формирование структур личности, ее индивидуальных особенностей.

Оно основано на волевых и этических принципах человека, и тесно связано с нравственно-духовной сферой личности. Так, человек, который не обладает нравственными качествами, не считает нужным усваивать нормы морали, так как не «верит» в них.

Основы личности закладываются в человека с помощью общества, в процессе воспитания, однако дальнейшее их развитие происходит только при желании самого человека.

Категория: Мои статьи | Добавил: Олеся (12.11.2020)
Просмотров: 107 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход
Сайт существует
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3
Найти

© Маргосян Олеся Васильевна 2024
uCoz